Фонд Московское Время Выставка Прошедшая В Доме Русского Зарубежья Имени А.И. Солженицына


Материал из Эрикшионари — справочной энциклопедии

Есть выставки, на которые лучше ходить вдвоем, чтобы было с кем разделить то приятное и столь редкое для горожанина чувство спокойного умиротворения, которое возникает при созерцании дореволюционных фотографий, хранящих и передающих нам, зрителям, дух старины и аромат эпохи.

Воздвиженка, дом Шереметева Воздвиженка, дом Шереметева

Выставка «Московское время», прошедшая в сентябре 2009 года в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына, — из их числа. Действительно, только оценив по достоинству прелесть прошлого, можно понять все достоинства и, возможно, недостатки настоящего. А чтобы понять, надо знать, как жила и развивалась столица, какими архитектурными особенностями отличался и славился облик Москвы. Фотографии, представленные на суд современных зрителей, были сделаны Э.В. Готье-Дюфайе с 1913 по 1914 гг. по решению Археологического общества о фотографической регистрации начавшего быстро меняться облика Москвы. Трудно представить критерии, по которым отбирались объекты съемки. Возможно, самым правдоподобным представляется желание автора отобразить и зафиксировать все, что могло открыться взгляду путешественника, бродящего по московским улицам и переулкам в пределах Садового кольца. Работа, к сожалению, была прервана Первой мировой войной и последующими трагическими событиями в России.

Виды старого города взяты из альбомов Готье-Дюфайе и сопоставлены с современными снимками мегаполиса, сделанными с тех же точек и с совмещением перспективы. Пары фотографий (1913–1914 и 2003–2004 гг.) сопровождаются литературными текстами, ассоциативно связанными с изображениями, и созвучны настроению, возникающему при взгляде на уголки города, запечатленные с почти вековым разрывом. На выставке также представлены экспонаты коллекции фотографий москвичей, принадлежащих к различным профессиям и сословиям конца XIX — начала XX столетий, которые сопоставлены со снимками персонажей, характерных для улиц современной Москвы. Фотографии в основном дошли до нас в виде открыток, изданных фирмой «Шерер, Набгольц и К0» (фотограф А. Мей), акционерным обществом «Гранберг» в Стокгольме и фирмой «П. Фон-Гиргенсон».

Проект «Московское время» был запущен в 2003 г., и его старт превзошел ожидания организаторов: первая выставка продемонстрировала хорошую посещаемость, вызвала многочисленные публикации в средствах массовой информации и широкий общественный резонанс.

С не меньшим успехом прошли и последующие выставки: в выставочном зале музея Пушкина (2004 г.), в Фотоцентре на Гоголевском бульваре (2005 г.), в Московской городской Думе (2007 г.). Выставкой «Московское время» открылся фестиваль «Русская зима» в Лондоне в 2005 г. Интерес публики к изданиям (альбом, каталог, книга «О, незабвенные прогулки…» и компакт-диски) столь же значителен. Деятельность Фонда «Московское время» направлена на развитие этого многогранного проекта, возрождение московских традиций, знакомство широкой общественности в России и за рубежом с прошлыми современным обликами Москвы и ее жителей.

Проект динамично развивается. В ближайших планах — расширение коллекции с охватом все новых временных отрезков и новых сторон городской действительности. А зритель ждет приглашения к новому путешествию по старинным московским переулкам, бульварами улицам, которое так приятно осуществить вдвоем.

Анна Мостовая

Справка

Фонд «Московское время» основан осенью 2004 г. почетным президентом компании «Вымпелком» Д.Б. Зиминым. Фонд — некоммерческая организация, осуществляющая программы и мероприятия в области культуры, науки и образования. Культурно-просветительская деятельность фонда в основном направлена на знакомство широкой общественности с историей города, московскими культурными традициями, изменениями облика Москвы. Начало деятельности фонда связано с реализацией проекта «Московское время», в основе которого лежит коллекция-сопоставление видов Москвы начала ХХ и XXI вв.

«Лучше всего, что я видел в этом мире, все-таки Москва… В голове одна Москва и Москва. Даже стыдно, что так по-чеховски»
Сергей Есенин

Вступить в дискуссию