Дома И Дворцы Князей Юсуповых


Материал из Эрикшионари — справочной энциклопедии

За чугунной оградой стоит одно из самых загадочных зданий старой Москвы. Его история известна лишь частична, остальное белые пятна и догадки. Правду об этом дворце могли бы рассказать его стены, если стены умеют говорить. Мы не обладаем паранормальными способностями и полагаемся на слова ученых. Князья Юсуповы, древнейший дворянский род, который по знатности не уступал даже императорской семье. Московский дворец князья считали своим родовым гнездом. Здесь хранили фамильные реликвии. Роскошь, в которой жили Юсуповы до сих пор поражает воображение. Но за праздничными интерьерами храниться не мало мрачных загадок. Первым хозяином этого места был сам Иван Грозный, а всех остальных его владельцев преследовал некий злой рок. Никто не обрел здесь счастья, одни были сосланы, другие казнены.

Смогут ли экстрасенсы увидеть то, что скрывается во тьме веков? Распознают ли они энергетику родового гнезда богатейшей семьи империи? И самое главное, с умеют ли попросту понять, где находятся?

Князья Юсуповы оставили значительный след в российской и петербургской истории. Они всегда подчеркивали свою принадлежность к татарам, указывая, что в их фамильном гербе отмечен «муж, одетый в татарское платье». А последний из рода, Феликс Феликсович Юсупов, писал: «Конечно, мне нравились красота, роскошь, удобства, яркие благоуханные цветы, но тянуло меня к кочевой жизни далеких предков». Характерно, что даже в шутливом стихотворении он называл себя титулованным татарином. Князья Юсуповы были очень состоятельными людьми. Они владели множеством домов и дворцов, в которых содержались ценнейшие коллекции предметов искусства. Дворцы их и поныне считаются гордостью архитектуры Петербурга, а художественные шедевры украшают прославленные музеи России.

Содержание

Охота к перемене мест
Первый собиратель Николай Юсупов-старший
Экстрасенсы 13 битвы и Юсуповский дворец в Москве

Первый дом Юсуповых находился на 4-й линии Васильевского острова, на котором, согласно плану Петра I, должен был размещаться центр новой столицы. Сведения об этом здании очень скудны. Так же мало сведений и о других домах Юсуповых, построенных в XVIII веке.

В 1789 году Николай Борисович Юсупов-старший вернулся из-за границы с большой коллекцией произведений искусства. Для ее размещения необходимо было большое помещение. Юсупов купил у князя Одоевского участок на набережной Фонтанки у Обуховского моста и поручил архитектору Джакомо Кваренги перестроить находившийся там каменный дворец. Работы велись с 1789 по 1792 год. В результате возник ансамбль в стиле строгого классицизма, включивший в себя главный дом с повышенной средней частью и двумя более низкими ризалитами, соединенными полукругом крыльев с двумя флигелями.

Одновременно с перестройкой дворца на месте регулярного сада был создан пейзажный, простиравшийся от Фонтанки до Садовой улицы (Юсуповский садик и сейчас — популярное место прогулок горожан). В нем устроили искусственные холмы, пруды, беседки, гроты и оранжереи.

В 1809 году князь продал имение в казну, а в 1810 году здание дворца и прилегающая к нему территория были приобретены для института корпуса инженеров путей сообщения. Сегодня здания принадлежат Санкт-Петербургскому государственному университету путей сообщения.

В 1830 году Николай Борисович купил у Александры Браницкой, урожденной Энгельгардт, дворец на Мойке со всей обстановкой за 250 тысяч рублей ассигнациями. После перестройки дворец стал трехэтажным, с восточной стороны вдоль набережной его удлинили. Причем, чтобы не нарушить симметрии старого здания, пристройка получила самостоятельный фасад. В здании создали анфиладу парадных помещений с театром. На втором этаже восточного флигеля разместили залы художественной галереи Юсуповых.

Большие средства были затрачены на внутреннюю отделку дворца. В живописных работах участвовали итальянские мастера Виги, Медичи, Скотта, Торичелли. Роспись плафонов выполнил замечательный русский мастер Алексей Иванович Травин. В более поздние периоды над отделкой интерьеров работали архитекторы Бернар, Монигетта, Степанов, Вайтнес, Белобородов.

Именно в этом дворце в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич и великий князь Дмитрий Романов убили Григория Распутина.

Охота к перемене мест

После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова его вдова Зинаида Ивановна решила построить себе новый дворец, а хоромы на Мойке оставила сыну — Николаю Борисовичу-младшему и его жене Татьяне Александровне.

На Литейном проспекте был куплен участок. Проект дворца сначала выполнял архитектор Боссе, а затем — архитектор Бонштедт. Работы велись с 1852 по 1858 год. Для облицовки фасада из Германии специально доставили бременский песчаник. Этот же камень использовался для декоративных деталей: аттиков на карнизах, пилястров, кариатид, ваз и гирлянд. Во внутренней отделке применялись искусственный мрамор, лепка, позолота, роспись и резьба по дереву, наборный паркет…

В конце 1850-х Зинаида Ивановна Юсупова уехала во Францию и там вышла замуж за маркиза де Шево (поэтому дворец на Литейном, называют также дворцом маркиза де Шево). После смерти владелицы в 1893 году огромное здание перешло по наследству к ее внучке Зинаиде Николаевне Юсуповой (по мужу — графине Сумароковой-Эльстон).

С разрешения новой хозяйки в 1908 году дворец сдали в аренду Театру сатиры и пародии «Кривое зеркало». Здание значительно переоборудовали. С началом Первой мировой войны здесь размещался госпиталь, содержащийся на средства Юсуповых (другой был во дворце на Мойке). После революции в здании находился польский Дворец просвещения им. Ю. Мархлевского. В Ж 1934 года он стал 2 Домом политического просвещения. С 1947 года здесь обосновалось общество «Знание».

В середине XVIII века началась застройка Невского проспекта за Фонтанкой. На месте нынешнего дома находилась небольшая усадьба. С 1792 по 1800 год этот участок принадлежал князю Куракину, который выстроил здесь большой каменный трехэтажный дом. В XIX веке он неоднократно перестраивался новыми владельцами. Была изменена и внутренняя планировка помещений. Уже в середине XIX века первый этаж сдавался под магазины, а в парадных залах второго и третьего этажей размещался один из самых фешенебельных клубов Петербурга — Английский.

В 1877 году княгиня Татьяна Александровна Юсупова, урожденная Рибопьер, купила этот дворец с участком земли в 2276 квадратных сажен за 800 тысяч рублей с лишним. Князья Юсуповы продолжали сдавать помещения дворца различным клубам и обществам. В 1881 году здесь впервые организовали выставку передвижники. А в 1885 году среди картин выдающихся художников петербуржцы увидели картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Она имела такой успех и вызвала такой наплыв зрителей, что на улице пришлось выставлять отряд конной полиции.

6 октября 1924 года на Невском проспекте открылся Центральный дом работников искусств. В 30-е годы в помещениях второго и третьего этажей произвели перепланировку, при этом уничтожили все камины. В 1959 году были выполнены работы по реконструкции и капитальному ремонту здания. В настоящее время его занимает Дом актера Станиславского.

Первый собиратель Николай Юсупов-старший

Картинная галерея, равно как и другие коллекции семьи Юсуповых, создавалась на протяжении многих лет. Основателем ее был Николай Борисович Юсупов-старший (1751-1831 гг.). Его понимание живописи и определило основное направление коллекции.

Находясь во Франции, Николай Борисович переписывайся с Екатериной II и ее сыном Павлом Петровичем, будущим императором. Юсупов желал «пересадить все великое на берега Невы». Князь прилагал большие усилия, чтобы купить как можно больше интересных произведений искусства и заполучить для России наиболее талантливых живописцев, каменщиков, лепщиков. Пользуясь благосклонным отношением Екатерины Великой к искусству, наряду с живописными произведениями он покупал мозаики, шпалеры, шкатулки, фаянс и другие предметы декоративно-прикладного характера. Именно в эти годы благодаря стараниям князя в Ватикане были скопированы все лоджии Рафаэля. Екатерина II заказала ему снять копию лишь одной лоджии, но Юсупов добился ее разрешения на исполнение копий всего ансамбля художниками Мароном, Росси и их помощниками.

Среди донесений Юсупова имеется следующее: «Рафаэль сделал картоны для ковров, которые были вытканы во Фландрии. Семь из них находятся в Англии у короля, прочие потеряны, ковры — в Риме. Можно бы заказать копии с картин в Англии, а в Риме — копии с ковров, которые исполнены очень хорошо. Тогда Ее Величество имела бы главные произведения этого живописца». На что Екатерина ответила: «Об них я не имею понятия, но если сюжеты печальные или слишком серьезные, я их не хочу».

Императрица страстно любила красивые камни, особенно ценила их обработку, собирала геммы и камеи. Вот что писала она Юсупову: «Милостивый государь князь Юсупов, я получила оба ваших письма и три камеи в свое время. Я ожидала верной оказии, чтобы вам ответить, я отлично помню, что я вам обещала… Итак. Пихлер. Ведер и Амастини принялись наконец за работу, чтобы увеличить мое небольшое собрание, которое в эту осень получило некоторое подкрепление через покупку собрания резных камней герцога Орлеанского… К этой миссии прибавилась другая: мы сделали открытие, найдя громадное собрание медалей от 14 тыс. до 15 тыс экземпляров, которое валялось не знаю на каком чердаке… Мозаики для ларчиков, обещанные вами, доставят мне большое удовольствие, равно как и картина Ангелики Кауфманн — та, что уже у меня, я никогда не пройду мимо нее, чтобы не остановиться…»

Письма Павла Петровича были более конкретны: «Я получил, князь, ваше письмо из Парижа 15 (26) прошлого месяца… Я думаю, вы можете заказать картины Верне и Роберу, не стесняясь ценою. Что до Грёза, то я прикажу написать ему сегодня же, чтобы указать ему, каким способом послать его картины…»

Скупая картины и другие произведения искусства для Эрмитажа, Гатчины и Павловска. Николай Борисович Юсупов не забывает и о своей коллекции. За короткое время она пополняется западноевропейской живописью и скульптурой, оригинальными рисунками, редкими гравюрами, камеями, часами, табакерками, ценными книгами.

Уже в 1778 году в коллекции были «Лежащая Венера», приписываемая Тициану, мужской портрет Веласкеса, «Старик с ребенком» Рембрандта. Скоро в руках Юсупова оказываются четыре пейзажа Клода Лоррена, парные портреты Рембрандта, картины Лоренцо Лотто, Рибейры, Фурини, Карло Дольчи, Доменикино. Тьеполо, Риччи, Воувермана, ван Дейка, Бурдона, Берне, Гюбера Робера и многих других.

Итальянские и французские мастера XVII и XVIII веков, голландцы и фламандцы XVII века, англичане и немцы XVIII века — вот основа галереи. Около пятнадцати лет она размещалась в доме 115 на Фонтанке, а после 1810 года 382 картины были перевезены в имение Архангельское и 120 картин — в московский дом в Харитоньевском переулке.

Обсуждение (3)

  1. Ищу колдунью.
    Мой номер телефона: 8 910 969 15 78.

  2. Со мной случилась беда.Очень нужна помощь.Зовут меня Ирина Александровна живу в Ярославской области не далеко от Москвы.
    Ищу колдунью белую или экстрасенса который сможет снять порчу на смерть.Сходила к одной колдуньи после неё стала слышать нечистую силу (сущность).Кто этим делом занимается обязательно меня поймет я имею виду магией.
    Прошу откликнуться и позвонить по телефону: 8 910 96915 78.
    Очень нужна помощь.

  3. Добрый день.Ищу колдунью белую которая смогла бы снять с меня порчу на смерть.
    Люди может кто знает проверенного экстрасенса кто обращался за помощью.
    Со мной случилась беда.Мой номер телефона 8 910 969 15 78
    В 2000 году сходила к колдунье Храбровай просто погадать на картах.Но она сказала сесть на табуретку я так и сделала как она сказала.Потом она подошла ко мне взяла восковую свечу и стала водить по голове при этом что то шептала и крестила.Через некоторое время отошла в сторонку стала ко мне спиной и опять что то шептала.Когда всё проделала сказала мне поставить 12 восковых свечей и сходить на кладбище.Это я не стала делать.
    В 2000 году я когда мылась услыхала не понятно что какую то музыку но очень тихо.И какие это слова но не предала этому значение.Не чего не понимала даже не о чем не догадывалась.
    В 2013 году ночью кого то услыхала что кто то на расстояние по слогам очень тихо говорит.Даже такое чуство что дышит кто то не далеко от меня.
    В 2014 году я прочитала 2 книги Александр Аксёнов Я-не колдун Я-знахарь.
    Там он пишет про нечистую силу и порчу на смерть.Самое главное я вычитала что одна из причин -колдовство и наведение порчи с помощью нечистой силы.
    Всё что он пишет это правда я сама не верила и оказалась в такой же ситуации.
    Я поняла что слышу на расстояние дьявола нечистую силу.
    Слышу дьявола только ночью в комнате около себя где то рядом(дышит, по слогам говорит).Он сам говорит мне что дьявол, душить не буду, ищи помощь к экстрасенсу, кто тебе поможет меня убрать и тд.
    Пошла я за помощью к Любе Мусиной которая живёт не далеко от меня со всем близко.
    Рассказала я ей всё что со мной случилась.Она сказала мне что поставит защиту чтоб мне было легче.Я ей поверила и согласилась.Люба Мусина сказала поднять руки вверх так я и сделала подняла.Сидела я от неё на расстояние на диване.Она взяла замок прошептала чего то над замком потом 3 раза захлопнула.Потом она взяла дупло и вонзила туда 2 гвоздя.Говорила Люба Мусина про какую то сетку смерти и бесов.
    Всё проделала она со мной когда мы были с ней только вдвоём.
    Когда я пришла домой очень расстроилась поняла что не дела сделала и что меня обманули.
    Когда я была дома у себя заткнула крепко уши и услыхала нечистую силу (сущность)у себя в голове поселенец.И на расстояние так же слышу это бес.
    Слышу постоянно и днём и ночью в любое время суток.
    Не знаю что теперь делать кто мне поможет даже не нахожу дома себе места.
    Очень переживаю как жить дальше.
    Ведь бесы говорят что мы долго не живём что мне осталась жить 5 лет не больше не меньше.
    Всё что я пишу это правда я очень запуталась в жизни не знаю как жить дальше.
    Очень прошу помогите дайте совет что делать.
    Я не могу найти выход из сложной ситуации.
    Скажите пожалуйста сможете мне помочь. :sad:

Вступить в дискуссию