Йога


Материал из Эрикшионари — справочной энциклопедии

Здесь нам придется на некоторое время погрузиться во мрак минувших тысячелетий, дабы обратиться к ряду древних источников, считающихся отправной точкой развития йоги.

Оговоримся сразу — единого мнения относительно того, когда появилась йога, нет и быть не может. Дело в том, что большинство индийских текстов из века в век переписывались. До нас дошли не подлинники, а копии, сделанные в Средние века, потому установить даты появления первоисточников не представляется возможным.

Как бы то ни было, большинство исследователей относят первое упоминание йоги к XVII веку до н. э., то есть ко времени появления Вед — священного писания индуизма, вернее, древнейшей его составляющей — Ригведы. Здесь йога упоминается в числе шести ортодоксальных философских школ.

Следующий документ, имеющий самое непосредственное отношение к йоге, появился значительно позже — во II веке до н. э. Называется он «Йога-сутры». Большинство исследователей связывают его с именами легендарного древнеиндийского философа, филолога, врача Патанджали проповедовавшего необходимость «благочестивых упражнений» с целью осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения (здесь следует вспомнить этимологию слова «йога») живого духа с верховным господом, обретения состояний просветления, или состояний йоги. Разумеется, «благочестивые упражнения» не являлись изобретение мудреца, он их лишь систематизировал и философски обосновал необходимость подобных тренировок.

Патанджали дал йоге вполне четкое определение, ответил на вопрос, что такое йога. Данное обстоятельство вступает в открытое противоречие с бытующим ныне среди интересующихся йогой граждан мнением о том, что постичь суть йоги невозможно.

Взять, например, относительно недавний документальный фильм «Просветляйся!» (Enlighten up!). Американский режиссер Кейт Черчилль, страстная поклонница йоги, и журналист из Нью-Йорка Ник Роузен, скептически относящийся к этой практике, совершают совместное путешествие по миру — встречаются с представителями разных течений, учителями и адептами йоги. Для кого-то из них йога — физическая тренировка, для кого-то — духовный путь, для некоторых — прибыльный бизнес. Но все мистики, гуру, просветленные и просто чокнутые, которых повстречали Кейт и Ник, не смогли дать однозначного ответа на вопрос, что такое йога. В итоге фильм торжественно декларирует: определения йоги нет и искать его не следует!

Однако тот же Патанджали истолковал сущность йоги. Он определил ее как состояние человеческого организма, при котором на него не действуют внешние явления: он сам устанавливает свое развитие. Такое, состояние организма считается стартом, отправной точкой человеческой жизни, с которой каждый из нас может начать осуществлять собственное предназначение.

Патанджали структурировал йогу, В «Йога-сутрах» он определил восемь ее составляющих:

  • Яма — поведению по отношению к окружающему миру или социальная дисциплина.
  • Нияма — дисциплина поведения по отношению к самому себе.
  • Асана — единение ума и тела посредством физической дисциплины.
  • Пранаяма — дисциплина дыхания, приводящая к единению ума и тела.
  • Пратьяхара — воздержание или дисциплина чувств.
  • Дхарана — сосредоточение, дисциплина умственной деятельности.
  • Дхьяна — медитация, дисциплина внутренней работы над собой.
  • Самадхи — осознание своей истинной природы, дисциплина самореализации.

Именно составляющих, а не «ступеней», как часто неправильно переводят. Ибо все они — части одного целого. Выбрось одну — и йога исчезнет.

Созданную Патанджали систему принято считать классической йогой. То есть у нее и другие имена: аштанга-йога (восьмеричная йога) и раджа-йога (царская йога). Последнее имя возникло ввиду того, что центром единения усилий по достижении состояния йоги считается разум, «царь» психофизической структуры человека.

Потомки по достоинству оценили заслуги Патанджали. Его скульптурные и живописные изображения имеются во всех шиваитских храмах Южной Индии. Патанджали почитается как воплощение бога Анантишвары и Шивы. Обыкновенно его изображают человеком со змеиным хвостом вместо ног. Здесь видится связь с легендой о происхождении Патанджали, чье имя можно перевести как «Упавший в ладонь». По преданию, мудрец явился на Землю маленькой змейкой, свалившейся в простертые к небу с мольбой о наследнике руки благочестивой девы Гоники.

Впрочем, воздается праотцу всех йогов не только посредством религиозных обрядов. Занятия во многих индийских школах йоги начинаются словами традиционного приветствия: «Давайте поклонимся благороднейшему из мудрецов, Патанджали который принес нам йогу для ясности ума, грамматику для чистоты речи и медицину для укрепления здоровья».

Категория:

Вступить в дискуссию